Нужно ли праздновать новый год православным
Чтобы понять, почему вообще возникает этот вопрос, необходимо обратиться к истории. 26 января 1918 года Россия перешла с юлианского календаря на григорианский, но Православная церковь осталась верна юлианскому календарю, вследствие чего и появились понятия «старый стиль» и «новый стиль».
По логике, Новый год наступает после Рождества, так и происходит, согласно григорианскому календарю в католических странах, и в России, согласно юлианскому, — тоже. Поэтому у нас есть Старый новый год, который следует за Рождеством, а его празднование приходится на Святки. Это время веселья и праздников, поэтому и вопрос, можно ли православным отмечать Старый Новый год, не стоит.
Не следует забывать и о периоде воинствующего атеизма, когда боролись с религией и религиозными праздниками во всех проявлениях, в том числе и с рождественской ёлкой. Совсем запретить ёлку вряд ли бы удалось, значимость и история этой традиции была в народе слишком велика, поэтому впоследствии её просто приурочили к другому празднику — Новому году.
После революции боролись не только с православными праздниками, но и их атрибутами
Мнение, что отмечать Новый год в ночь на 1 января по новому стилю нельзя, имеет как сторонников, так и противников. Среди аргументов против празднования не только факт длящегося в эти календарные дни поста. Часто отмечается неуёмность современного новогоднего веселья, вплоть до потери человеческого облика.
Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».
Священник Павел Гумеров
https://pravoslavie.ru/43670.html
То есть исторически сложилось, что можно ли отмечать Новый год — это острый социальный вопрос, при решении которого важно понимать не только историю России, но и психологию людей. А также свою меру отвественности за принятое решение.
Отметить Новый год по-православному можно!
Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».
Возможно ли сочетание того и другого?
Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).
Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?
Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.
Праздновать ли Новый год?
Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?
Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился сперва на 1 марта, а впоследствии на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве, на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился торжественный молебен, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню.
В ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие, по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.
Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый разгар Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя: праздновать или не праздновать Новый год?
Церковные правила не запрещают верующим людям
Однозначного ответа здесь не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.
К сожалению, в современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет не только желание повеселиться, но и некое ожидание чуда. Но этого чуда не происходит, потому что с советского времени произошла подмена веры на неверие, а Праздника Светлого Рождества Христова на праздник Нового года.
Но, конечно, при этом нельзя надевать личину фарисея и презрительно и с осуждением относиться к своим близким, кто еще далек от воцерковления и воспринимает праздник Нового года как доброе семейное торжество. И здесь христианину следует сохранить мир и согласие. К тому же, отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать постные блюда. А поднятый бокал шампанского или вина вместе с родителями едва ли будет нарушением поста в этот день.
Во многих храмах в новогоднюю ночь
Во многих храмах в новогоднюю ночь служатся Литургии. Но вполне допустимо собраться семейным кругом и, поблагодарив Бога за прошедший год и испросив благословение на год грядущий, встретить гражданское новолетие за семейной трапезой.
Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Многие в новогоднюю ночь калечат себя петардами и фейверками, а кто-то и замерзает в морозную ночь. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И, хотим этого или не хотим, живем по-новому, Григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по-новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела. Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа.
Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.
Полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя.
Более строгий пост начинается со 2-го января, но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут “встречать” новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански. И, конечно же, не следует придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе. Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.